о чем этот Проект ?

              2018 год объявлен в России Годом А.И.Солженицына, которому в декабре 2018 года исполняется 100 лет со дня его рождения.


Актив сетевого профессионального сообщества «СОФИЯ» МБОУ «Гимназия № 117» инициировал и реализует новый междисциплинарный инновационный образовательный проект «Совесть эпохи», посвященный 100-летию со дня рождения известного российского писателя и общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе 1972 года Александра Исаевича Солженицина. 

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, который родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске. Отец писателя — Исаакий Семёнович Солженицын (1891—1918), русский крестьянин с Северного Кавказа (родился в станице Саблинская, описанной в романе  «В августе четырнадцатого»). Мать — Таисия Захаровна Щербак, украинка, дочь хозяина богатейшей на Кубани экономии (фермерского хозяйства), умом и трудом поднявшегося на эту ступень таврического чабана-батрака. Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и был офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации в результате несчастного случая на охоте.

В результате революции в 1917 году и Гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону.

С 1926 по 1936 год учился в школе № 15 (Малевича), располагавшейся в Соборном переулке. Жили в бедности. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви.

Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал большой роман о революции 1917 года.

В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. По воспоминанию школьного и университетского друга, «… учился на математика не столько по призванию, сколько потому, что на физмате были исключительно образованные и очень интересные преподаватели». Одним из них был Д. Д. Мордухай-Болтовской.

В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Окончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.

Творчество А.И. Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для его стиля характерны ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальные прототипы, лично знакомые писателю. В общей художественной философии заметно воздействие Льва Толстого.

Для А.И. Солженицына, как в художественной прозе, так и в эссеистике, характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».

Однако в своих произведениях А.И. Солженицын показал не только величие и мощь Человека, но и природу, окружающую его.

И мы решили отметить этот замечательный юбилей новым межпредметным проектом "Совесть эпохи", в котором постараемся на основе межпредметных связей как можно полнее познакомить вас, ребята, не только с величием и социальной значимостью произведений А.И. Солженицына, но и попытаться проанализировать роль описания природы в художественных замыслах его произведений.

В этом году мы будем работать с вами в рамках интересного проекта "Совесть эпохи", в ходе которого, опираясь на такие учебные предметы, как русский язык, литература, история, обществознание, право, экономика, география, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология, музыка, иностранные языки, информатика и, конечно же, биология, мы познакомимся не только с особенностями исторических моментов, описанных в его произведениях, но и с окружающей этих людей природой, её представителями из животного и растительного царств и попытаемся провести сравнение природы, описываемой в произведениях А.И. Солженицина с донской природой, что, несомненно, укрепит и расширит наши знания о живой природе нашей страны. 

Но, при этом, постараемся не забыть и свои родную донскую природу. А также, узнаем, как наши земляки - донские поэты, прозаики и художники воспевали в своих произведениях красоту окружавшей их донской природы.

В тоже время, в век стремительного развития научно-технического прогресса и выхода человеческой цивилизации на новый уровень развития: активное освоение космоса, появление новых профессий, требующих умения «быть на ты» с робототехникой, специалистов в совершенстве владеющих ИКТ - технологиями, необходимо воспитывать интерес  к изучению естественно-математических наук, в частности, такой древней и в тоже время молодой науки, как АСТРОНОМИЯ. С этой наукой, недавно введенной в школьную программу, а также с ИНФОРМАТИКОЙ мы познакомимся посредством освоения возможностей геоинформационного портала, который имеет наша гимназия, как Школьный центр космических услуг, созданный в декабре 2016 года. Эти знания, умения и навыки помогут нам более уверенно определиться в будущей "взрослой" жизни и решить извечный вопрос молодежи "Кем быть ?".


Актуальность междисциплинарного проекта: 

связь между учебными предметами – это одно из принципиальных требований отечественной дидактики и методологии преподавания учебных предметов. Для школьников важно познание взаимосвязей, существующих между предметами и явлениями. Межпредметные связи помогают понять необходимость синтезировать разрозненные  знания по разным предметам, необходимость их комплексного применения в современных условиях научно-технического прогресса. Связь между учебными дисциплинами нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше усвоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.        

     

Цели Проекта:

на основе произведений А.И. Солженицина создать условия для

А) развития интереса и творческих способностей обучающихся 5-7 классов к предметам естественно-математического и гуманитарного профилей в условиях реализации интегративных возможностей предметов;

Б) предпрофильной подготовки обучающихся 8, 9 классов и их осознанному выбору естественно-математического или гуманитарного профиля обучения.



Задачи:

1) Обеспечить преемственность между основной и старшей школой, подготовить учащихся к обучению в профильных классах.

2) Развить интерес к гуманитарным и естественно-математическим наукам, к вопросам исследования космоса, к работе с геоинформационными технологиями в Школьном центре космических услуг.

3) Создать единое образовательное пространство, погрузить учащихся  в  интеграционные модели, «биология + филология», «биология+история», «биология+обществознание», «биология + технология», «биология + иностранные языки», «биология + изобразительное искусство», «биология + география», «биология + информатика».

4) Повысить мотивацию к  изучению литературы и обществознание, а также английского, немецкого и французского языков путём интеграции с другими учебными предметами.

5) Использовать рекомендованные в ходе работы в Проекте информационные ресурсы сети Интернет и информационно-коммуникативные технологии для презентации продуктов межпредметных проектов.

6) Наполнить новым содержанием предметы: биология, литература, история, обществознание, география, изобразительное искусство, технология.

7) Развить психические процессы и качества личности, эмоционально-волевую сферу, стремление к самообразованию, к познанию, умению действовать по определённым правилам.



Междисциплинарные связи, устанавливаемые в Проекте

биология + литература, русский язык, технология, география, изобразительное искусство, музыка, история, обществознание, право, экономика, информатика, английский, немецкий и французский языки.



Разработчики проекта: председатель методического совета гимназии, учитель биологии МБОУ «Гимназия №117» г.Ростова-на-Дону Бозаджиев В.Ю., администрация МБОУ «Гимназия № 117», учителя – предметники гимназии: 

- учителя русского языка и литературы Елисеева О.Г. и Куцак С.В.

- учителя иностранных языков Ярмова Т.Б., Осипова Л.В., Перекрестова Н.В.

- учитель технологии Григорович М.И.

- учителя географии Симонович Л.Н., Соколова В.О.,

- учителя истории Шаповалов В.Г., Шевелева Ю.Е., Куликова Т.В.,

- учитель физики и астрономии Новожилова Е.Ю.

- учитель ИЗО и МХК Белоиванова Н.В.

Людмила Валентиновна Куприянова, методист отдела филологии и искусства
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.



Основные участники проекта:

- субъекты сопровождения школьного  и районного уровней (руководитель ОУ, заместители директора по УВР и ВВР, педагог-психолог, методисты;

- стратегические партнёры: ВУЗы, Школьный центр космических услуг МБОУ «Гимназия №117», кафедра и отдел филологии и искусства, кафедра математики и естественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

- обучающиеся 5-7, 8-9, 10-11 классов МБОУ «Гимназия №117»;

- учителя – предметники: русского языка и литературы, истории, английского, немецкого и французского языков, ИЗО и МХК, технологии, физики и астрономии, географии.



Базовая школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия №117».



Модератор проекта: Бозаджиев В.Ю., учитель биологии МБОУ «Гимназия № 117»



Научный консультант проекта: Людмила Валентиновна Куприянова, методист отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО ИПК и ППРО



Методическое сопровождение проекта осуществляет кафедра и отдел филологии и искусства совместно с активом сетевого профессионального сообщества «СОФИЯ» (заведующий кафедрой филологии и искусства Игорь Рудольфович Ратке; начальник отдела филологии и искусства Валентина Михайловна Канаева).



Информационная поддержка проекта: информация о данном опыте будет распространяться на блоге проекта «Совесть эпохи».

Блог межпредметного проекта «Совесть эпохи» предназначен для создания общего открытого информационного пространства для публикации творческих, проектных, исследовательских работ, новостей проекта на русском, английском, немецком и французском языках, для объявлений, отзывов, для тиражирования опыта.

Реализация проекта и его информационная поддержка ведется с применением технологии «Blogger».



Этап внедрения: 2018-2019 учебный год. 



Имеющийся опыт: в 2017-2018 учебном году автор являлся модератором инновационного межпредметного образовательного проекта «Певцы донской природы».



Условия эффективности, возможные риски, сфера примененияавтор  не видит особых трудностей и рисков в реализации данной идеи. Эффективность и результативность работы прямо пропорциональны чёткому планированию работы, её системности, желанию обучающихся, педагогов-предметников, родителей.



Риски проекта:

1) Отсутствие  заинтересованности или её спад у школьников и педагогов, принимающих участие в проекте.

2) Отсутствие инструментария: учебно-методических материалов, некачественная подготовка к занятиям, противоречие между теоретической подготовкой учителя  и его практической готовности к работе в Проекте.

3) Сопротивление со стороны участников образовательного процесса, родителей. Стереотипы общественного  сознания.

4) Трудности при принятии на себя новой роли и ответственности за качество своей работы, за результат, который ожидают коллеги, ученики, родители.



Меры по преодолению рисков:

1) Повышение квалификации педагогов – предметников, участвующих в Программе.

2) Планирование, чёткость, согласованность и системность в работе.

3) Информационная поддержка проекта (блог межпредметного проекта «Совесть эпохи», размещение информации в открытом доступе для родителей, вероятных партнёров проекта, участников проекта).

4) Презентация уникальности данного проекта.



Перспективы дальнейшего развития проекта:

1) Диссеминация опыта реализации данного межпредметного профориентационного проекта - программы.

2) Привлечение к участию в проекте учителей других дисциплин.

3) Расширение связей, поиск интересных стратегических партнёров проекта.



Ход работы над проектом

Подготовительный этап: «Планирование работы»

А) На 1 этапе формулируется основная проблема для исследования: «Как интегрировать биологию в русский язык и литературу, географию, музыку, ИЗО и МХК, историю, обществознание, право, экономику, технологию, английский, немецкий и французский языки, информатику»?

Б) Учащиеся делятся на предметные группы, т.е. каждый учащийся выбирает раздел (учебный предмет, один из тех, которые принимают участие в Программе) в соответствии со своими интересами. Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует участников к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна. Уровень развития современной науки на данный момент таков, что практически любое новое знание находится на стыке двух, а то и более наук.

В) Постановка задач: формулируются общие для всех разделов задачи, а также задачи в соответствии с предметной областью.

Особенностью группового проекта на данном этапе является необходимость проводить общие консультации, целью которых является координирование работы учащихся. В ходе обсуждения вырабатываются единые требования к содержанию и оформлению индивидуальных заданий, планируется итоговый продукт (формы представления результата),  планируется способ сбора и анализа информации. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбить проект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники.

Основной этап: «Исследовательская деятельность. Подготовка продуктов проектной деятельности»

Сбор информации, решение промежуточных задач под непосредственным руководством  руководителей – учителей – предметников. Основные формы работы: интервью, опросы, изучение источников, литературного и исторического материалов, организация экскурсий в природу, по историческим и культурнозначимым местам.

Завершающий этап: «Итоговый продукт проектной деятельности. Оценка результатов работы. Рефлексия»

На этом этапе результаты группового проекта представляются в виде тематической встречи, рассчитанной на всех участников проекта: защита проекта.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Викторина от учителя литературы Елисеевой О.Г.

Викторина от учителя литературы Гаспарян А.А.

Викторина по произведениям А.И.Солженицына от учителя литературы Куцак С.В.